Из истории Верх-Нейвинского старообрядчества. Николаевский храм беглопоповцев.

Из истории Верх-Нейвинского старообрядчества. Николаевский храм беглопоповцев.


2469 просмотров
Теги:

В исторических документах и хрониках, относящихся к Верх-Нейвинскому заводу, сообщается, что первая старообрядческая часовня-храм (длиной 14 сажень и шириной 6 сажень) сооружена «радением старообрядцев» в 1775 году в честь святителя Христова Николы и поставлена «на потребу старообрядческого люда». Находилась часовня на низменном берегу реки Нейвы – месте неудобном и сыром. По весне уровень воды в пруду поднимался, часовню постоянно подтапливало, и совершение обрядов и служб прекращалось, так как в часовню было не попасть.
 

Несмотря на погодные условия и трудности, чинимые властями, в местную часовню приезжали из окрестных поселений для совершения в ней богослужения и треб. Причём всё это совершалось в глубокой тайне.
 

В холодный январский день 1813 года к служившему тогда старообрядческому священнику Василию обратилась с просьбой о венчании молодая пара, не смотря на повсеместный закон, которым предписывалось «не совершать таинства для пришлых крестьян и тем более не брачить чужеприходных». Верх-Нейвинский поп Василий обвенчал молодых, хотя жених был из Шадринских крестьян. Об этом случае самоуправства было доложено преосвященному Иустину епископу Пермскому. Тот, в свою очередь, поспешил передать дело на дальнейшее рассмотрение гражданским властям. Спустя несколько лет в июне 1819 года в Верх-Нейвинский завод с инспекцией приехал главный исправник Верх-Исетских заводов Высотский, целью визита которого было расследование того самого дела, связанного с венчанием в часовне. Посетив старообрядцев и побеседовав со старостой и другими членами общины, выяснил он следующие обстоятельства. Оказалось, что никаких документов о возведении часовни и деятельности оного молитвенного дома в заводе у старообрядцев нет, и бумаги, кем было дозволено её строительство, также не нашлось. Старики-общинники всё списали на большой пожар, произошедший в заводе в 1790 году, объясняя исправнику, «Что, дескать, все важные документы и акты сделались жертвою пламени». То ли от жалости к староверам, то ли ещё по какой причине, господин Высотский, не нашел никакой вины со стороны общинников, а посему к описи имущества, находящегося в часовне, не приступил и опечатывать молитвенный дом не стал. Позднее в своём рапорте исправник сообщит следующее:
 

«опасаясь ропота и нарушения самой тишины и спокойствия, легко произойти могущаго от людей необразованных, которые могут быть готовы ко всякой решимости…».
 

Так осторожность и рассудительность инспектора помогла староверам сохранить свою молельню.
Далее рапорт и пояснительные бумаги были отправлены в Пермское Горное Правление, где чиновники это дело у себя подержали-подержали, а ходу ему не дали, отправив его позднее в Пермскую Духовную Консисторию, а там, видимо, дело о закрытии в Верх-Нейвинском заводе часовни и погребли под разными бумагами, да и забыли о нём надолго.
 

С ноября 1823 года наступает рассвет для общины старообрядцев-беглопоповцев. С разрешения гражданского начальства в заводе поселился беглый священник Благовещенской церкви Шуйского уезда Владимирской губернии Парамон Лебедев. Он и стал совершать для заводских жителей различные богослужения и требы. Местные попа Парамона уважали и ценили, так что даже заводской исправник Васнецов 24 февраля 1824 года выписал соответствующий охранный документ следующего содержания:
 

«Объявитель сего Екатеринбургскаго уезда Верх-Нейвинскаго завода старообрядческий священник Парамон Дмитриев сын, имеющий ставленую на священство грамоту, копия с которой препровождена от меня к Господину Пермскому губернатору, уволен от старшин старообрядческаго общества Кунгурской округи в селении Урминской и других, приписавшихся к Верх-Нейвинскому молитвенному храму, волостей – Асовской, Комаровской, Тасонской, Марковской, Голышевской, Березовской и Черноярской. Чего ради господам команду имеющие священника Парамона Дмитриева до означенных мест и обратно пропущать без задержания, в уверение чего и дан сей билет ему Лебедеву с приложением печати».
 

Обладающему даром слова и лидерскими качествами попу Парамону всё-таки удалось надолго осесть в Верх-Нейвинске. Его решимость помогла мобилизовать всю общину и заняться реконструкцией сырого и ветшающего здания часовни. Получив нужное разрешение у заводского исправника Васнецова и отца-благочинного из Невьянска, при финансовой поддержке заводских управляющих Китаева Егора Артемьевича и Полузадова Ивана Евтихиевича в 1825 году деревянную часовню раскатали на бревна и перенесли на другое, подходящее для дома молитвы, место. Кроме главного инициатора переноса часовни попа Парамона, в её возведении принимали участие следующие лица: Дорофеев Иван Федорович, Залесов Ефтихий Иванович, Зубков Иван Тимофеевич, Макурин Василий Иванович и другие жители завода. Всего было привлечено из рабочих 21 человек.

 

Единоверческая церковь в честь святителя Николая реконструированная из беглопоповского храма. 1880-е годы. Фото из фондов СОКМ. Фрагмент.


Похожие записи:

Бронзовая птица
Бронзовая птица
В разделе: Глазами Верх-Нейвинска
Однажды на огороде в посёлке Верх-Нейвинске мы нашли вот такую необычную бляшку с изображением пт...
Лучший дом Верх-Нейвинска
Лучший дом Верх-Нейвинска
В разделе: Новости поселка и региона
В начале лета администрация посёлка Верх-Нейвинский объявила о начале муниципального конкурса &la...
Автозвук шоу UrFa в Верх-Нейвинске
Автозвук шоу UrFa в Верх-Нейвинске
В разделе: Новости поселка и региона
Спешим порадовать всех любителей автозвука на Урале! Совместными усилиями был создан УрФА — Ураль...
Новый сервис для социальных мер поддержки населения!
Новый сервис для социальных мер поддержки населения!
В разделе: Новости поселка и региона
Сервис для поиска мер социальной поддержки населения.

Комментарии 1

0 Пользователь #
11 октября 2015 в 09:19
Не воруйте информацию с других сайтов. Пожалуйста, будте порядочны!