Сколько лет посёлку?

Сколько лет посёлку?


2519 просмотров


Был период, когда я каждую зиму планировал один ПВД по линии ГТК в посёлок Верх-Нейвинский. Посёлок хоть и небольшой, но посмотреть есть что – самоё то для зимней вылазки, когда пешком в лес не сунешься.
Вот тогда я и обратил внимание на несостыковку дат основания посёлка и завода на разного рода знаках. Если завод датировался 1762 годом, то посёлок оказывался ровно на сто лет старше – 1662 год. Может ли такое быть на Урале, где все нынешние города – это бывшие посёлки при заводах и дата их основания – пуск завода.



Старость – патриоту в радость

Хотя, конечно, есть и исключения. Недавно Каменск-Уральский состарился на 21 год. Раньше его рождение отсчитывали от пуска в 1701 году железоделательного завода – первого, кстати, чугунолитейного завода на Урале по утверждению Википедии.
Произошло это старение по следующей причине. После того, как в этих местах была найдена железная руда, залегающая у самой поверхности, и легко добывающаяся ручным способом, Далматовский монастырь попросил у казны эти земли, как никем неосвоенные и неиспользуемые. В 1682 году вышел указ, по которому он получил их во владение. Монастырь переселил на берега Каменки часть своих крестьян, основав тут Железенское поселье, и в небольших печах выплавлял железо для собственных нужд. Ну а во времена Северной войны государство произвело реприватизацию.
Сейчас, в обоснование такого старения города утверждают, что якобы при антиклерикальной Советской власти была утверждена неправильная дата, что это фальсификация истории.
Однако от каменских краеведов слышал я и другое. Что город состарили по просьбе попов – им сейчас ни в чём отказа нет. Да и непонятно, где находилось это поселенье – на месте ли том самом, где расположился посёлок при заводе, или где-то в стороне, тем более, что и завод получил название не по посёленью, а по речке. Ведь, к примеру, история Екатеринбурга отсчитывается с 1723 года, хотя и Уктус и Шарташ старше.
Но вернёмся к нашим баранам. 
Откуда взялась эта дата – 1662 год? Начал я раскапывать – и вот что накопал. Была в посёлке группа активистов-пенсионеров – П.Казанцев, И.Калиничев, И.Коротич и В.Сапожников – бывший директор местного завода, а впоследствии основатель и директор поселкового краеведческого музея. 
Проштудировали эти пенсионеры доступную им литературу по истории и решили, что посёлок старше завода на сто лет. Почти никаких документов у них не было, а даже то, что было, они неправильно истолковали, но их мнение на местном уровне стало непреложной истиной, и, когда в 1962 году на заводе было решено отметить двухсотлетие, то, как сказал мне невьянский краевед Олег Лобанов, встал вопрос и о юбилее посёлка. Вот тогда-то по предложению Сапожникова, его и состарили на сотню лет.

Наверное, в те времена так можно было поступать. К примеру, ныне гербы городов утверждаются в геральдической комиссии. А ведь раньше просто объявлялся конкурс и городским гербом становился понравившийся членам горкома и руководству горисполкома.

Музейные скрижали

В поселковом музее посетителям показывают скрижали, написанные если не богом, то его верх-нейвинским наместником Сапожниковым точно. В отличие от библейских их три. Первая скрижаль критики не вызывает, тем более, что посвящена она просто верховьям Нейвы.





А вот текст второй на мой взгляд, подходит под определение ахинеи. Дело в том, что Сеитовское восстание, в результате которого, по утверждениям наших мифотворцев, крестьяне бежали с нынешних заневьянских территорий под Таватуй, произошло не в 1661-1668, а в 1681-1684 годах. Да и причины у него были не описанные в скрижали, а другие, точнее одна другая — Указ правительства от 16 мая 1681 года, провозгласивший курс на насильственную христианизацию башкир. Так что вогулы и остяки в нём участия не принимали. Да и сибирские татары тоже, поскольку бунт ограничился территорией от среднего течения реки Исеть до Волги, от верховьев реки Яик (ныне река Урал) до среднего течения Камы и Чусовой. Основные действия происходили на территории Башкирии и Закамья
Указ отменили и башкиры успокоились.
Правда, и до того и после того были восстания – и мелкие и крупные. Бежали люди из родных мест, но потом и возвращались, если была возможность – заселялись в первую очередь годные для крестьянствования места, ведь много ли в горах напашешь. В нашем случае вплотную к мысу Слудному хорошей земли нет. Вот чуток подальше есть, в сторону Нижнего пруда – так там, по идее, и должны были селиться, если бы… 
Ну а теперь перейдём к третьей, основной скрижали. 



Начнём с того, что гора не Слюдяная. Это теперь, переиначивая непонятные старые слова на современные термины так её звать стали. Жители же заводского посёлка стали называть её Слудно или мыс Слудяной. Да и до сих пор многие аксакалы его так называют, как сказал мне местный краевед Павел Исаков. И название это не от Слюды произошло. Нет там минерала слюды. Это мне тоже Исаков сказал. А он в камешках разбирается. Книжку даже выпустил, правда тоненькую, в соавторстве с М.Чернякиным и А.Ханжиным «По минералогическим местам в районе Новоуральска». Вот тальк есть. Целая полоса тальковая идёт от мыса Слудного через Чёрный мыс в Мурзинку.
Откуда же взялось слово Слудно? Кстати, есть и другие варианты этого слова – Слуда, Слудка. 
В словарях литературного русского языка слово слуда — «высокий гористый берег реки» присутствует, но с пометой «областное», т. е. употребляющееся не повсеместно, а только в отдельных областях. Семнадцатитомный «Словарь современного русского литературного языка» так определяет его значение: «Слуда – высокий, бугристый, поросший лесом берег большой реки».
Кстати, деревня Слудка Петрокаменского района распложена на высоком берегу Нейвы, а часть верхнейвинцев, опять же по утверждениям Павла Исакова, называют свой мыс «Крутяк» — калька более раннего названия Слудно.
Вариант «слуда» в смысле «слюда» тоже существует, но, как я писал выше, слюды на мысе нет, а вот крутизна изрядная.
Промелькнула наконец и дата, которую сапожниковцы считают датой основания посёлка: «1666 года Верхотурский воевода предписал слободчику новой Чусовской слободы Фролу Арапову «ехать на Невью реку и возвращать на прежнее жительство коих в 1662 году воровские татары повоевали и пожгли».
Даже если и было какое-то поселение на будущем Слудном мысу, то оно прекратило своё существование если не в 1666, то уж в следующем году точно. 
Читаем далее. «В 1696-1697 годах Семён Ремезов проводил на землях верхотурского воеводства съёмку натуры земель и на карте нанёс на истоке из озера Таватуй селение Афетково с 25 жителями».



Начну с того, что 25 – это не жители, это порядковый номер. Да и во время переписи в те времена учитывали только мужчин. При Петре I была сделана попытка переписи и женщин, но она потерпела неудачу, и только при Екатерине II стали переписывать всех, невзирая на пол и возраст.
В принципе уже это говорит о качестве краеведческих изысканий группы Сапожникова. Но тут есть еще один ляп. Какая съёмка натуры земель в конце XVII века? До ХVIII в. элементы начала геодезии в России могли проявиться только в одной сфере деятельности людей — межевании. Первые топографические съёмки в России были начаты в 1696 на р. Дон, а в 1715 на р. Иртыш. Массовыми, учитывая приборы того времени, они быть не могли. Не будем забывать, что первый высокоточный угломерный инструмент, который и стал прообразом современного теодолита, был создан в Англии только в 1785 году.
На картах Ремезова нет даже масштаба, это обычные рисунки. Рукописная «Чертёжная книга Сибири» (1699—1701), на которую ссылается Сапожников, это первый русский географический атлас, обобщивший результаты географических открытий XVII века.
В 1695 С. Ремезов снял копии с присланных в Москву из Сибири карт и создал ряд оригинальных чертежей. В 1696-97 годах в Тобольске, Иркутске и других городах были составлены чертежи разных частей Сибири. Чертежи Западной Сибири и атлас сибирских рек составил сам Ремезов. В 1699—1701 годах он же с тремя сыновьями создал «Чертёжную книгу Сибири», состоявшую из предисловия и 23 карт большого формата, охватывающих всю территорию Сибири и отличающихся обилием и детальностью сведений. Карты книги были сделаны без градусной сети и ориентированы не на север, а на юг. 


На более современной и точной карте земель Акинфия Демидова деревни Афетково уже нет. Что касается нескольких документов по переписи раскольников, то хотелось бы их точные названия, номер страниц и где эти документы находятся. Дело в том, как мне сказал известный историк-родовед Юрий Коновалов, что в Екатеринбурге нет документов XVII века. Населённый пункт Исетский завод, переименованный вскоре после начала строительства предприятия, в Екатеринбург, был основан, если кто не знает, в 1723 году. Бумаги, правда, начали копиться немного раньше – с начала строительства.

Послушаем умных людей
Это расшифровка интервью с Юрием Коноваловым – известнейшим на Урале, да и за его пределами тоже, родоведом-краеведом.
«История с датой основания посёлка Верх-Нейвинска в 1662 году достаточно стандартная. Я знаю много случаев, когда местные краеведы, пользуясь какими-то случайными сведениями, интерпретируют их в пользу своего посёлка.
Например, деревня Каменка Первоуральского района и Каменка Режевского района по утверждениям местных краеведов были основаны в один, 1574 год. А всё потому, что название это распространённое. Вот любители истории каждой из деревень в каком-то документе увидели знакомое название и своей деревне это сообщение приписали.
Или взять Алапаевск. Знак на въезде в город извещает нас, что тот был основан в 1639 году. На самом деле это не дата основания посёлка Алапаевского завода, а деревни Алапаихи. А ведь деревня Алапаиха, она же Нейво-Алапаиха стала частью города только при Советской власти.
Иногда, хотя и редко, города молодят. Взять Сухой Лог. Датой его основания считается 1710. Но эта дата – первое упоминание в документах. А там уже было 30 дворов – не могли же они в один год поселиться. Надо было искать дальше, но местные чиновники сказали «Нет», нам надо отметить юбилей. А сейчас мы нашли, что в 1705 году деревня Сухоложская уже была. То есть как минимум на 5 лет старше, а наверняка еще старше. Но поезд уже ушёл. Мы говорим о том, что дату основания надо изменить, а нам отвечают, что нет – ведь они столько раз уже отмечали эту дату, люди к ней привыкли ….. 
У нас в ГАСО хранится очень много документов XVIII века, в частности о демидовском разделе 1758 года. Огромное демидовское хозяйство перед разделением на три части было полностью переписано, до последнего гвоздя. А вот о деревне на истоке Таватуя никаких упоминаний нет. 
Через три года появляется Указ о разрешении строить завод на Нейве, но среди географических привязок опять нет никакой деревни Афетковой. 
1762 год – это дата начала строительства завода. Вот с ней, если считать её датой рождения посёлка, я согласен. Дело в том, что у нас на Урале так сложилось, что многие города произошли от заводских посёлков, а их датой рождения стал считаться пуск завода. Но ведь заводы надо построить, поэтому жители в посёлке появляются на год-два раньше.
Если вся аргументация по основанию Верх-Нейвинска в 1662 году представлена на этих трех бумагах, хранящихся в музее, то тут даже обсуждать нечего. Просто поставьте вопрос: почему власти и краеведы-активисты посёлка за столько лет ни разу не обратились в Институт истории и археологии? Видимо, понимают, что чушь несусветная».
Пообщался я ещё с одним человеком, членом УГО и УИРО, профессиональным историком, пожелавшим остаться неизвестным. 
«Музей посёлка – говорит Аноним — трактует историю по своему, мифологизируя её. Мы пытались объяснить директору музея (на сегодняшний день единственный сотрудник), что она неправа, что у нас есть факты, ссылки на конкретные документы, но она контактировать с нами не хочет». 
После этого я попросил Анонима выяснить, что по этому поводу считают в администрации посёлка. Вот что он мне ответил: «Официально в Администрации р.п. Верх-Нейвинск датой основания поселка считается 1762 год- с момента основания завода, а потом поселка. День поселка отмечают совместно с Днем Металлурга 16-17 июля ежегодно, в следующем году в эти числа у них будет юбилей 255 лет».
Ой-ли, подумал я. Эта администрация в глаза врёт и не краснеет. Взять хотя бы местную газету «Верхнейвинский вестник», учредителем которого эта администрация и является. Вот перед вами кусочек этой газеты – 355 лет посёлку в 2017 году.



Ну и третий человек, к мнению которого я обращусь – это директриса поселкового музея Татьяна Кукарцева. Она приняла большое участие в написании книги, посвященной местному заводу: «245 лет во славу державы». Написана книга довольно живо, много редких фотографий. Приведены и старые документы, переведённые на современный русский язык. В частности, там написано:
«По указу государственной Берг-коллегии 3 апреля 1762 г.:«… допустить надлежит к строению дворянину Прокофию Демидову, в Сибирской губернии на Невье реке, вышед-шей из Ватуйского озера, недоезжая Княжева моста верст 4, где в 1732 г. поручиком Брантом место отведено, которое по местному наречию называется Присталой мыс, от граней лесов Екатеринбургского завода в одиннадцати с половиной верстах, от Билимбаевского завода в девяти с половиной верст, в собственных дачах дворянина Прокофия Демидова железовододействуемый завод и при нем для выплавки чугуна одну домну, а также для ковки железа шесть молотов».



Вам не кажется странным, что для уточнения месторасположения будущего завода указывается какой-то мост в 4 верстах, грани лесов в 9 и 11 верстах, а деревня Афеткова, которая за сто лет существования должна ого-го как разрастись – не упоминается.

Когда родился завод?
Выше я уже упоминал, что на Урале традиционно датой рождения завода считали начало его работы. 1762 год – это начало строительства. Так когда же завод заработал?
В книге «245 лет во славу державы» сказано, что домна выплавила первый чугун в 1764 году. Ещё до постройки домны был построена молотовая фабрика, но чтобы её запустить, надо было ждать окончания постройки плотины и начала регулярной выплавки чугуна.
А в энциклопедии «Металлургические заводы Урала», написанной сотрудниками института истории и археологии утверждается, что в 1764 году была запущена только молотовая фабрика, железо для которой возили, очевидно, из Невьянска. Домна же заработала только в 1772 году, уже после того, как округ был продан Савве Яковлеву.
Не суть важно, когда заработала домна, главное – без остановки заработала молотовая фабрика, а значит, что рождением завода можно считать 1764 год. А без остановки она заработала потому, что плотину к этому времени построили и запустили. 
Да и день рождения посёлка надо отсчитывать с этой даты. Ведь до этого здесь была обычная стройплощадка с кучей бытовок
Итак, ещё раз повторюсь: день рождения посёлка – 1764 год, день рождения завода – 1764. И никак иначе.

Весь текст здесь http://forum.po-miry.ru/index.php?showtopic=572

Комментарии 1

0 Савелий #
21 августа 2017 в 08:18
Ну Т.И.Кукарцеву прям без ножа зарезал cry .